Под паспортом безопасности (ПБ) понимается официальный документ, который прилагается при выпуске в обращение к потенциально опасным готовым изделиям, веществам, составам, используемым на производстве или в бытовых условиях. ПБ содержит сведения и правила, которые помогут потребителям избежать возможных рисков и неблагоприятных последствий на всех этапах взаимодействия с товаром, включая утилизацию.
В каких ситуациях требуется ПБ?
Составление паспорта безопасности вещества – обязательное условие для выпуска в реализацию на территории ЕАЭС товаров, которые могут причинить вред здоровью граждан или экологии, в том числе:
- бытовой химии;
- лакокрасочных материалов;
- химических средств;
- легко воспламеняемых веществ;
- изделий в аэрозольной упаковке;
- смесей для строительства и т.д.
Точный перечень подконтрольных товаров устанавливается международными директивами REACH, 1999/45, 67/548/ЕЕС.
Оформление ПБ – это необходимое условие для:
- законной реализации подконтрольной продукции;
- прохождения процедуры таможенной очистки товара;
- безопасного хранения, транспортирования и использования;
- реализации по государственным контрактам.
Составление ПБ не требуется для пищевых продуктов, косметических и медицинских средств, ядерных материалов, полезных ископаемых в стадии залегания, а также для тех веществ, использование которых не представляет потенциальной опасности.
Общие правила составления ПБ
Порядок составления паспорта безопасности регламентирован профильным ГОСТ 30333-2007. Установлено, что документ должен содержать лаконичную, понятную и достоверную информацию, которая позволит исключить риски для организма людей и экологии на всех этапах взаимодействия с продукцией в быту или на производстве.
Установлено, что оформляет ПБ и несет ответственность за его содержание то лицо, которое производит товар и поставляет на рынок. При этом составитель должен использовать данные, которые получены из источников, заслуживающих доверия, из результатов лабораторных экспертиз.
Составитель обязан обеспечить документом потребителей. Эта норма действует и в том случае, если в ПБ излагается общеизвестная информация. Паспорт оформляется до момента выпуска подконтрольного товара в обращение на территории России. По мере появления новых данных об опасности продукции и мерах предосторожности он подлежит обновлению, переизданию.
Структура паспорта безопасности
Требования к структуре ПБ также излагаются в профильном ГОСТ 30333-2007. Согласно нормативному акту, текст разбивается на 16 разделов. В каждом из них должна иметься соответствующая информация или указание о ее отсутствии. В документе должны присутствовать следующие сведения:
- идентификация опасной продукции, данные о ее изготовителе и поставщике (включая контакты для связи);
- информация о потенциальных рисках, обусловленных использованием вещества, действиях во внештатной ситуации, необходимости применения защитных средств;
- компоненты, физические и химические свойства, способность вещества вступать в реакции;
- правила хранения и транспортирования товара, порядок проведения погрузки-разгрузки;
- порядок утилизации продукции;
- ссылки на законодательство;
- дополнительная информация.
При необходимости разделы делятся на подразделы. Объем техдокументации не ограничивается законодательством. Количество включаемых в нее сведений зависит от специфики вещества, и количества необходимых мер предосторожности. Все данные приводятся в принятых международной практике единицах измерения.
Установлено, что все листы ПБ должны быть пронумерованы с указанием их общего количества. Готовый документ обязательно проходит регистрационную процедуру. Ему присваивается уникальный номер, информация о нем добавляется в Регистр паспортов безопасности.
Паспорт безопасности по форме MSDS
Если изготовитель (дистрибьютор) планирует осуществлять поставки подконтрольной продукции за рубеж, ему потребуется составить ПБ по международной форме MSDS. В него включаются сведения о:
- наименовании товара;
- его полном составе;
- порядке безопасного использования;
- параметрах и характеристиках вещества;
- изготовителе и поставщике;
- возможных опасностях при взаимодействии с продуктом;
- методиках обезвреживания;
- средствах защиты и мерах первой помощи;
- порядке складирования и доставки;
- порядке утилизации и т.д.
MSDS не имеет единого унифицированного образца. Требования к его структуре и содержанию устанавливаются законодательством той страны, куда планируется поставка товара. Документ составляется на иностранном языке. В отличие от ПБ по ГОСТ, он не подлежит обязательной регистрации с внесением сведений в Регистр.
Порядок оформления ПБ
Согласно российскому законодательству, паспорт безопасности вправе разработать как сам предприниматель, так и привлеченные им эксперты. Если работа строится при участии внешних специалистов, она включает следующие этапы:
- Обращение предпринимателя в центр сертификации с запросом.
- Бесплатные консультации с экспертами ЦС, в процессе которых определяется, как будет вестись работа, на каких условиях, каковы будут ее результаты.
- Предоставление клиентом регистрационной и учредительной документации, банковских реквизитов, ТУ или ГОСТ, подробной информации о выпускаемом продукте, его потенциальных опасностях и характеристиках.
- Проведение исследований и расчетов (если требуются). Отправка ПБ клиенту на согласование по электронной почте.
- Регистрация согласованной версии ПБ в уполномоченной инстанции.
ПБ предоставляется потребителям по первому требованию. В случае переиздания документа новая версия доводится до сведения покупателей в 12-ти-месячный период.
Срок действия ПБ не ограничивается. Однако существует правило о том, что документ должен быть актуализирован, переиздан в случае изменения регистрационных данных производителя или при получении новой информации о свойствах вещества, возможных опасностях, мерах предосторожности.
Получить более подробные сведения о структуре паспорта безопасности и порядке его составления можно на бесплатных консультациях с экспертами портала https://gortest.ru/.